История ГСУ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛЕДСТВЕННОГО АППАРАТА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Практические потребности борьбы с преступностью обусловили возникновение следственных органов в России.

В феодальной Руси функцию расследования преступлений выполняли обычно представители администрации (князь, наместник).

С централизацией Русского государства появились первые специализированные органы расследования. Согласно Судебнику 1550 года Боярская дума «по государеву приказу» рассматривала наиболее важные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение приговоров по ним осуществляла состоявшая при Боярской думе Расправная палата. Наряду с этим все дела о разбоях, а также о преступлениях, совершаемых судьями, расследовал Разбойный приказ.

Начиная с 40-х годов XVI века, в волостях и городах вводятся должности губных старост и целовальников, которые избирались соответственно из уездных «детей боярских» и «тягловых людей». В их обязанности входило «сыскивать» разбойников и исполнять вынесенные в отношении них приговоры. В последующее время губным старостам были переданы также дела о «ведомых татех» (ворах).

При царе Алексее Михайловиче создается специализированный орган расследования государственных преступлений — Тайный приказ.

В ходе Петровских реформ губные учреждения были упразднены, а их полномочия переданы воеводам. С появлением коллегий ликвидируется Расправная палата. При этом расследование наиболее важных, в первую очередь политических преступлений, поручалось Тайной канцелярии, переименованной при Петре III в Тайную экспедицию при Сенате.

С момента образования в России 8 сентября 1802 года Министерства внутренних дел стали затрагиваться и решаться вопросы предварительного следствия в Российской империи, СССР, а затем и в Российской Федерации.

До 1860 года расследование всех общеуголовных преступлений осуществляла городская и земская полиция. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий, а также отделение земского суда, состоявшее из этих должностных лиц. В городах преступления расследовались частными, или следственными, приставами.

Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное.

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка в 1837 году Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователь относился к судебной власти.

С целью реализации этой идеи Указом от 8 июня 1860 года Императора Александра II в 44 губерниях были учреждены 993 должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к означенному Указу был издан «Наказ судебным следователям», который устанавливал порядок производства следствия, определял взаимоотношения следователя с полицией и судами, регламентировал иные стороны деятельности судебных следователей.

Судебные следователи назначались губернаторами по представлению губернского прокурора. Должность следователя была приравнена к должности члена уездного суда и по «Табели о рангах» соответствовала 8-му классу.

Одновременно с этим был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись они губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Нагрузка на каждого следователя составляла 120-150 дел в год, а иногда доходила до 200—400 дел.

В соответствии с Основными положениями об устройстве судебных мест в России от 29 сентября 1862 года следователи стали членами окружных судов.

По Уставу уголовного судопроизводства, принятому 20 ноября 1864 года, следователи назначались Императором по представлению министра юстиции. По должности судебный следователь приравнивался уже к 6-му классу и назначался на должность бессрочно.

Кандидат в судебные следователи обязан был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов.

При этом министр юстиции имел право назначать следователей по особо важным делам и временно исполняющих обязанности судебных следователей во вверенном ему ведомстве, при этом следователи не пользовались правом несменяемости.

Октябрьская революция упразднила прежний институт следователей. При Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов для борьбы с контрреволюцией, саботажем и общеуголовной преступностью был создан Военно-революционный комитет, в состав которого входила следственная комиссия, рассматривающая дела и принимающая по ним решения.

На местах предварительным расследованием занимались следственные комиссии соответствующих военно-революционных комитетов и Красной гвардии.

12 декабря 1917 года был принят Декрет № 1 о суде, согласно которому до установления процедуры судопроизводства в целом предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично. Этим же декретом при губернских и городских Советах для расследования дел о контрреволюционных и других опасных преступлениях, подсудных революционным трибуналам, были образованы осо­бые следственные комиссии.

В декабре 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и Декретом о суде № 3 от 20 июля того же года расследование дел о посягательствах на жизнь, причинение тяжкого вреда здоровью, об изнасиловании, о разбое, бандитизме, подделке денег, взяточничестве и спекуляции, а также по особо сложным делам, подсудным уездному (городскому) суду, осуществлялось следственными комиссия­ми окружных судов.

Комиссия состояла из трех человек, избираемых соответствующим исполкомом Совета. Действовала она в пределах следственного участка, на которые делилась территория города или уезда.

4 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о революционных трибуналах. Они сохранялись лишь в крупных городах, из их ведения были изъяты общеуголовные дела, которые должны были рассматриваться окружными судами. Кроме следственной комиссии при каждом революционном трибунале создавалась комиссия обвинителей в составе не менее трех лиц, избираемых местными Советами.

 Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 года был учрежден Революцион­ный трибунал при ВЦИК, а для производства расследования по передаваемым на рассмотрение трибунала делам - следственная комиссия при нем в составе трех лиц.

Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в подразделениях уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Положением о народном суде РСФСР, утвержденным Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года, расследование уголовных дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судьей и заседателями, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии.

Положениями о местных органах юстиции от 21 августа 1920 года и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года были учреждены должности народных следователей, избираемых губисполкомами и состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Согласно Положению о прокурорском надзоре, принятому в мае 1922 года, на прокуратуру возлагался надзор за производством предварительного следствия, а также дача указаний и разъяснений органам предварительного следствия по поводу избрания меры пресечения и другим вопросам, связанным с осуществлением их процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года возложили расследование преступлений на народных следователей и старших следователей, состоящих при губернских судах, следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции и Верховном Суде РСФСР, а также следователей военных трибуналов. Должности следователей в уголовном розыске упразднялись.

В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым 19 ноября 1926 года, предварительное следствие производили народные следователи, состоявшие при следственных участках и подчинявшиеся губернскому суду, а также состоявшие при губернских судах старшие следователи и следователи по важнейшим делам при Прокуроре РСФСР и Верховном Суде РСФСР.

20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура СССР, возглавившая прокуратуры союзных республик.

Спустя месяц органы прокуратуры были выделены из системы наркоматов юстиции союзных и автономных республик и подчинены непосредственно Прокурору Союза ССР.

В Прокуратуре СССР, прокуратурах союзных республик, краев и областей были созданы следственные отделы, на которые возлагались руководство предварительным следствием, организация и совершенствование работы следователей.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР утвердил Положение о Прокуратуре СССР, которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам.

10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат органов внутренних дел существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Для их расследования непосредственно перед Великой Оте­чественной войной в аппаратах уголовного розыска и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты. Руководство осуществлял отдел Главного управления НКВД СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, в соответствии с которым при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик состояли следователи по особо важным делам, в прокуратурах автономных республик, краев, областей и автономных округов имелись старшие следователи, а в прокуратурах округов, городов и районов — старшие следователи и следователи.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года расширили процессуальную самостоятельность следователя. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимал самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и нес полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Уголовно-процессуальным кодексом правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный аппарат милиции юридически был ликвидирован.

Такое решение обуславливалось нарушениями законности связанными с культом личности. Однако следует отметить, что следователи милиции расследовали только общеуголовные преступления и политические дела в их компетенцию не входили.

В результате произошедшей реорганизации вся нагрузка по производству предварительного расследования преступлений легла на следователей прокуратуры. В их производстве скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем органы милиции, ранее занимавшиеся их расследованием и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести предварительное следствие в полном объеме.

Следователи прокуратуры фактически не имели той организационной связи с милицией, которая ранее была у следователей органов внутренних дел с аппаратами уголовного розыска и БХСС. Следователи прокуратуры оказались организационно оторванными и от научно-технических подразделений органов внутренних дел, оснащен­ных передовой криминалистической техникой и достаточно мобиль­ных. Это зачастую влекло несвоевременный выезд следователей на места происшествий, снижало качество расследования преступлений. Необходимы были организационные меры по усилению взаимосвя­зей следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел.

Устраняя указанные организационные пробелы, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ап­реля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено следователям органов внутренних дел. В их компе­тенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одно­временно, милиция сохранила право производить дознание в полном объеме по большинству преступлений.

В соответствии с этим Указом 15 апреля 1963 года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, кото­рым внесены изменения в ст.125 и ст.126 УПК РСФСР, согласно которым «предварительное след­ствие по уголовным делам производится следователями Про­куратуры, а также следователями органов внутренних дел и следователями КГБ».

В соответствии с вышеназванными Указами Министром охраны общественного порядка РСФСР Тикуновым В.С. был из­дан Приказ № 0347 от 19 июня 1963 года «Об образовании следственного аппарата в органах МООП РСФСР», утверж­дена его структура и численность территориальных след­ственных аппаратов РСФСР.

В Москве начальник Управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома (Сизов Н. Т.) издал Приказ № 071 от 27 июня 1963 года:

«О структуре следственного аппарата УООП города Москвы».

Этим приказом объявлялось о создании Следственного Управления, в состав которого вошли четыре отдела управ­ления; контрольно-методический, по расследованию хозяйственных преступлений, по расследованию преступлений, учитываемых по линии уголовного розыска, по расследованию дорожно-транспортных преступлений, а также 17 следственных отделов по расследованию преступле­ний, совершенных на территории районов, и отделение по расследованию преступлений, совершенных на речном транс­порте.

Общая численность следственного аппарата составляла око­ло 800 человек.

Первым начальником Следственного Управления г.Москвы был назначен:  Третьяченко Александр Михайлович — бывший старший следователь по особо важным делам Генеральной Прокура­туры СССР.

Его заместителями:

Поляков Евгений Васильевич — бывший начальник отде­ла дознания УООП города Москвы;

Поташов Иван Михеевич — бывший прокурор Бауманс­кого района города Москвы;

Руководителями отделов Следственного управления были назначены: Земцов И.А., Романова А. Г., Лошак И. С., Лебедев А.Е.

Отделы аппарата Следственного Управления были укомплектованы наиболее опытными работниками дознания, судов и Прокуратуры в том числе:
Павловой Н. И., Михеевой А.Ф., Рыдвановой Р. А., Моториной В.А., Зайцевой В. П., Крыжановским М. И., Ивановым Ю.П., Пеньевским Ю. К., Погореловым А. С., Ясенковым П. М., Сотниковой Э.А., Кургиным Я.А., Матвеевым С.В.. Макаровой И.А., Вайнером А.А., Лапшиным Ю.В., По­ликарповым И.Ф., Русановым И.Н., Мхитаровым Г.А., Володкевичем В.Б., Портновым А.Е., Хлысталовым Э.А., Клемятичем Л.И., Сульменевым П.М., Быковым В.Н., Тарасенко Н.И., Троицкой Т.С., Артамоновой Н.П., Абрамовой Л.И., Зайцевым Ю.М. Гензелем Г.И., Камбургом С.Д. Свирским М.Г., Мануйловым К. Н„ Володиной Н.А., Алексеенко Ф.А., Ильиных Н.В., Коротковым В.И., Никитиным Н.В., Кораблевым В.И., Кузовкиным П.Я. Доб­ряковым М.И., Герасимовым А.П., Морозовым Н.М. и другими.

Первыми руководителями следственных отделов районов были назначены:
Бауманского — Попов А.И., Дзержинского — Бирюков А.Е. Ждановского — Адамов Л.С., Куйбышевского — Рыбкин В.М. Краснопресненского — Комков Н.М., Киевского — Борзов Л.А., Кировского — Глебов Р.Е., Калининского — Лепушинский В.С., Москворецкого — Перов В.П., Ленинского — Шолохов А.Е., Ленинградского — Колосков Н.К., Октябрьского — Южаков А.Ф., Пролетарского — Карпов Ю.А., Первомайского — Тумкин В.Г., Свердловского — Гусев Н.П. Тимирязевского — Скорин Б.К., Фрунзенского — Сазонов Б.А. Речного отделения — Чернявский А.М.

В 1967 году время в Москве произошло новое районирование: вместо 17 районов был создан 31 район, а так же отделы внутренних дел Метрополитена и Зеленограда.

В связи с новым территориальным делением и образованием новых органов внутренних дел районов города Москвы руководством УВД Мосгорсовета была поставлена задача с учетом увеличения штатной численности образовать для расследования преступлений в каждом районе новые следственные аппараты.

Эта работа была проведена оперативно, и в городе Москве были образованы следственные отделы, руководителями которых были назначены:
Бауманского — Косачев А. Н., Бабушкинского - Бочарова С.И., Дзержинского — Махалин А.М., Ждановского Гуркина Е.М., Железнодоржного — Майоров В.Е., Киев­ского — Макарова И.А., Калининского — Разумнов Б.А.. Кировского — Коняхин П.М., Красногвардейского — Сульменев П.М., Куйбышевского — Стрельцов А.П., Кунцев­ского — Борзов Л.А., Ленинградского — Попов В.С., Ленин­ского — Гензель Г.И., Люблинского — Кудряшов С.А., Мос­кворецкого — Марочкин Б.С., Октябрьского — Портнов А.Е., Первомайского — Манаенков В.Г., Перовского — Туруев В.И., Пролетарского — Соколов В.А., Свердловского — Щерба­ков Ю.Д., Севастопольского — Погорелов А.С., Советско­го — Зуева Т.К., Сокольнического — Бугрина М.И.. Тимиря­зевского — Акулов Ю.В., Тушинского — Иванов Ю.П., Фрун­зенского — Пеньевский Ю.К., Черемушкинского — Быков В.Н.. Зеленограда — Орлова В.В.

26 июля 1991 года распоряжением Правительства города Москвы изменено территориальное деление города Москвы, в соответствии с которым вместо ранее существовавших районов образованы ОКРУ­ГА и создана новая структура органов внутренних дел.

Во исполнение принятого решения в 1992—1993 гг. в горо­де Москве за счет объединения районов образованы округа. В каждом административном округе в соответствии с прика­зом МВД СССР образованы Окружные управления внутрен­них дел города Москвы, в состав     которых вошли следственные управления.

Имея богатейший опыт работы, глубокие профессиональные знания, многие следователи следственного аппарата г.Москвы были продвинуты по службе и получили звания высшего начальствующего состава (генералов милиции, юстиции, госсоветников юстиции).

Эти звания были присвоены следующим сотрудникам следствия:
Андрееву М.А., Агееву В.О., Балашову В.В.,  Балашову С.Д., Глухову И.А., Галанину Н.Д., Гостеву А.А., Довжуку В.Н., Зотову М.Н., Захарову А.Н., Калинцеву Ю.М., Кондрашову Б.П., Косачеву А.Н., Лескову В.С., Морозову В.Д., Минаеву В.И., Мельникову А.В., Новоселову С.А., Соловьеву Н.Г., Старотиторову А.В., Харченко В.Н., Горшковой С.М., Мирошниченко А.Е., Пильганову А.В., Чариковой С.В.

В 1967 году Президиум Верховного Совета РСФСР учредил звание «Заслуженного юриста РСФСР» (впоследствии «Заслуженный юрист РФ»).

Это почетное звание было присвоено сотрудникам следственного аппарата г.Москвы:
Борзову Л.Н., Поташову И.М., Довжуку В.Н., Глухову И.А., Веретенникову И.А., Иванову Ю.П., Даниловой Р.Д., Тюриной С.М., Стоякину В.В., Каменных Л.Д., Лескову В.С., Милютину В.Н., Случевскому М.В., Прохорову А.С., Зотову М.Н., Соловьеву Н.Г., Новоселову С.А., Аносову Н.Н., Новикову Ю.Н., Рябову П.С., Гришиной Н.Г., Зыкову В.М., Казаковой О.М. и другим.

Следственный аппарат города Москвы является самым многочисленным среди всех следственных подразделений Следственного комитета при МВД России. В 139 следственных подразделениях работает 2220 сотрудников, среди которых 822 женщины. Ежегодно следователи города Москвы обеспечивают расследование по 250 000 – 280 000 уголовных дел.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России